(20 августа 2021) В чувашских семьях после рождения и до совершения обряда имянаречения ребенка обычно звали Ятсар, то есть «безымянный». Период этот, как правило, длился от одного дня до двух недель, но сам обряд считалось предпочтительным проводить через семь дней после появления на свет малыша.
– Ко дню совершения обряда готовились заранее. В доме новорожденного и близких родственников пекли хлеб и готовили сырок (творог), кашу, суп и чувашский традиционный напиток сара. Затем созывали близких родственников, – рассказывает библиотекарь Тоншерминской поселенческой библиотеки Лидия Караева.
Первая часть обряда совершалась внутри дома. Гости брали в руки кусочки хлеба и сыра и, встав лицом к приоткрытой двери, обращались с молитвой к Богу, подчеркивая, что ребенок является его творением и что только он один может подарить малышу здоровье и долголетие. Родственники просили Бога дать новой душе здоровья и счастья.
– Вторая часть обряда проходила во дворе, где родители и родственники новорожденного приносили в жертву Богу заранее приготовленные кашу и напиток сара, просили защитить ребенка и в том месте, где он будет расти, и там, куда он отправится повзрослев. Желали малышу жить «до тех пор, пока он не обует лапти задом наперед», то есть до глубокой старости, – говорит Лидия Николаевна.
Имя ребенку давал шурсухал-аксакал, самый уважаемый мужчина в роду. Он мог либо предложить имя сам, либо спросить мнение родителей или других родственников из числа мужчин. Когда те говорили заранее приготовленное имя, он отвечал: «Да будет так». С того момента имя закреплялось за новорожденным. После этого гости снова собирались в доме, где мать подносила новорожденного к столу, называя его по имени. Перед уходом родственники снова желали малышу ни в чем не испытывать нужды, быть для своих родителей большим подспорьем, а также, вставая из-за стола, одаривали его и мать деньгами и необходимыми детскими вещами.